Круглый стол с родителями «Наша семья и семейные традиции. Круглый стол Тема: Семья как основа взаимопонимания Круглый стол «Семья, семейные ценности»

Круглый стол "Семейные ценности" для учащихся 9-11 классов.

Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

Задачи:

– возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;

– усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей;

– укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Рассветовская СОШ

Аксайского района Ростовской области

Дрогачёва А.Ф.

Живая Н.И.

Ковалева С.Н.

Круглый стол (сл.1)

«Крепка семья – крепка Россия. Семья и семейные ценности»

Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

Задачи:

– возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;

– усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей;

– укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание.

(слайд 2) Эпиграф

Семья - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Русский философ И.А. Ильин

1. Вступительное слово:

(слайд 3 фото)

Вед. Истории человечества, а значит, и развитию общества, по словам ученых, уже насчитывается не менее четырех тысяч лет. На всем ее протяжении сердце человека не уставало обогащать человеческие отношения и совершенствовать их. Одной из величайших ценностей человека является любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя.
Все это выразилось в таком социальном институте как семья. В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, свое место в ней, место семьи в обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось, по сути, уникальным совпадением личностей, обогащением человеческой души – живой, ищущей, развивающейся. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то, ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно-героическим поступкам.

2. Семья и семейные ценности.

(слайд 4) Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики.

Как вы думаете, что послужило причиной для появления этого документа?

Ответы детей (версии)

Вот мнение социологов (слайд 5)

  • продолжается сокращение численности детского населения;
  • у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения;
  • не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений);
  • низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения).

Поэтому актуальным становится процесс возрождения семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.

Так что такое СЕМЬЯ? (слайд 6)

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.

Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.

(слайд 7) ? Скажите, какая, по-вашему, идеальная семья?

(слайд 8)

  • Где относятся с уважением, не ругаются.
  • Где все друг друга понимают.
  • Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно.
  • Где каждый старается помочь другому.
  • Где родители участвуют в делах своих детей.
  • Где семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Какова основная функция семьи?

Одной из основных и главных традиций и функций семьи является рождение и воспитание детей.

А всё-таки, обязательно ли в семье нужны дети и сколько должно быть детей в семье?

Еще в начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей. К концу 30-х годов этот показатель упал до 6-7. Новая волна уменьшения числа детей в семьях пришлась на 60-е годы, а сегодня этот показатель равен 1,5 – 2 .

Чем это чревато? Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.

В настоящее время существует множество проблем, связанных с созданием и сохранением семьи (слайд 10). Какие проблемы сохранения семьи можно назвать?

После ответов учащихся высветить слайды (слайд 11, 12)

  • сокращение рождаемости и падение прироста населения;
  • увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;
  • уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;
  • падение производительности труда в домашнем хозяйстве;
  • возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;
  • легкомысленное отношение к браку и семье;
  • отсутствие самодисциплины и половая распущенность;
  • высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).

Согласны ли вы, что созданию крепкой семьи необходимо учиться?

Близкие устойчивые отношения между людьми, тем более в семье – это сложная система, можно даже сказать, что семья – это живой организм. В нем есть свои механизмы взаимодействия, принципы функционирования, которые позволяют этой системе долго и эффективно работать. Можно идти и путем набивания «шишек», но только это очень болезненный, тяжелейший путь, который связан со многими ненужными страданиями. И при этом нет никакой гарантии, что опыт все же будет приобретен. Чаще шишки набиваются, а толку нет.

3. Выступление представителя церкви

Инсценировка + фильм

Ведущий: В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника - «Дня семьи, любви и верности», который отмечается ежегодно 8 июля в честь Святых Петра и Февронии. Они являются покровителями семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга бывшего президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника. (ромашка) Испокон века семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

(слайд 14) Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор был полезен для каждого из вас.

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Если семья - это постройка, то какая…

Если семья - это цвет, то какой…

Если семья - это музыка, то какая …

Если семья - это геометрическая фигура, то какая…

Если семья - это название фильма, то какого…

Если семья - это настроение, то какое…

Заключение:

(слайд 15) Действительно, семья - это главное, что есть в нашей жизни. Именно от семьи зависит, счастливы мы или нет.

(слайд 16)

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром

Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.

Любви и счастья вам в семейной жизни – нынешней с родителями и будущей собственной семье!


Круглый стол « Дела семейные» в 10-11 классе

(Эпиграф: «Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости» (В.А. Сухомлинский).

Ведущая. Семья действительно похожа на маленькую вселенную, уже хотя бы потому, что она тоже полна загадок. Многие семейные загадки человечество решает до сих пор. Почему именно этого человека мы выбираем в спутники жизни? Почему пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться? Почему приходит и уходит любовь - чувство, которое считается стержнем супружества, началом всех начал семейной жизни? Почему это чувство так необходимо в семейной жизни? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а лодка другой разбивается о банальные заботы семейного быта? Об этом и многом другом мы и поговорим с вами сегодня.

Семья - мир сложный, неповторимый,

Где ждет любимая, где есть любимый.

Мы рядом, вместе, есть ты и я.

Пока вдвоем мы, мы семья.

Все в этом мире начинается с любви. И тем более семья. Ведь именно любовь является источником доброты и всего возвышенного, того теплого и светлого, что есть на нашей земле. Но, как говорили мудрые люди прошлого: «Не насытится око зрением, руки делом, ум знаниями, а сердце любовью». Человек не может жить только одним этим чувством. И природный, и духовный мир человека столь разнообразен (человеку необходимы интеллект, приобретение новых знаний, впечатлений, развитие своего профессионализма и т. д.), что оказывает влияние на все стороны человеческой жизни, в том числе и на любовь. Поэтому в этой вселенной под названием «любовь» и возникает масса загадок и проблем.

Ведущая. «Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений» - так писал Антуан де Сент-Экзюпери. И это действительно так, потому что тот поток общения, в котором находится постоянно человек, приводит его ко многим драмам, в том числе и семейным. Люди разные, две неповторимые индивидуальности на основе чувства любви объединяются в семейный союз. Мы часто слышим такую фразу: «Хоть бы в семье отдохнуть от проблем». Так чего же ищут люди в семейной жизни, на что надеются?

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии. Думаю, что каждый, вступая в брак (за редким исключением), верит в любовь, надеется на обогащение своей жизни, наполнение ее новым смыслом.

Любовь, ты истинна тогда,

Когда нас путами не вяжешь,

«Я - не оковы для тебя», -

Когда такое ты мне скажешь.

Любовь всегда сильна, когда

Она - волнующее море,

Меж берегами наших душ

Манит и плещет на просторе.

Многие женщины мечтают о мужчине, который будет любить только их, никогда ни на кого не глянет, будет уважать и ценить только ее, единственную и т. д. Надо заметить, что и мужчины в большинстве своем мечтают о женщине, которая будет благодарна ему за заботу, будет считать его самым мудрым, нужным, полезным, любимым и уважаемым. Каждый мужчина надеется стать королем в своем семейном царстве, а женщина - королевой.

Ведущая. Да, но как насчет подданных, тех, кто будет обустраивать семейный быт?

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии. Думаю, что эти две роли в семье необходимо совмещать, притом разумно. Иначе - то, о чем мы говорили с вами в начале, - загадки и проблемы. Чтобы сохранить мир и согласие в «королевстве», необходимо решать многие жизненно важные проблемы. И в первую очередь не следует забывать о том, что современная женщина, добившись равноправия, должна всегда помнить о тех различиях, которые в мужчине и женщине предусмотрела сама природа.

О женщине как о слабом и неверном существе говорили очень долго. Уделом женщины были забота о семье и ублажение мужчины. Говоря о женской неверности, древнеиндийская мудрость гласит: «Пусть достанется ей сам бог любви, она пожелает другого мужчину». Расул Гамзатов так пошутил в одном из своих стихотворений: «Если муж хороший, плохо все равно». Но, возможно, это с точки зрения мужчин? А если посмотреть на жизнь женщины и все ее заботы другими глазами?

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии. Далеко не легка семейная ноша женщины. Древние индийцы говорили, что «хорошая жена - это шесть лиц в одном». А учитывая современные нагрузки женщины, сколько еще ролей мы можем ей добавить?! Уж точно не одну. Да, современная женщина может многое. Видимо, именно поэтому многие мужчины, восхваляя женское равноправие, стараются переложить на ее плечи как можно больше ответственности за семью (быт, занятость на работе, воспитание детей и т. д.). К большим физическим перегрузкам добавляются и психологические. А все уже вместе взятое переносить женскому организму часто бывает не под силу.

К тому же женщина, осознавая высокие результаты своих усилий и высоко оценивая себя, рано или поздно приходит к заниженной оценке роли мужчины в семье. Начинаются упреки и недовольство. Часто это приводит к тому, что завышенная женская самооценка и ее высокое служебное положение унижают мужчину, лишают его возможности проявить свои способности, ум и талант.

Большинство из нас за равноправие в семье. Что вы считаете таким равноправием?

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии. Я тоже считаю, что в доме должна быть женщина и должен быть мужчина. Зачем в доме феминизированный мужчина? Ведь он, в конце концов, становится неинтересным. Его перестают любить, ему начинают изменять. А вот с появлением в семейной жизни измены приходит ревность и наступает драматический период во взаимоотношениях.

Но почему же все-таки это происходит? Есть семьи, которые хорошо осознают роль мужчины и женщины в семье и прекрасно справляются с этими ролями. А драмы не обходят и их. Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность укреплять семью?

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии.

1. Семейный уют. 2. Общность взглядов. 3. Материальное благополучие. 4. Сексуальная близость. 5. Привычка супругов друг к другу. 6. Супружеский долг. 7. Любовь к детям. 8. Взаимная забота супругов. 9. Общая жилплощадь. 10. Культурный уровень супругов.

Обычно молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для семейной устойчивости. Они представляют для себя семейные ценности только идеально, поэтому романтизируют брак. И их неудачи в браке связаны с собственным невежеством в вопросах семейных отношений.

Мера удовлетворенности отношениями в браке зависит еще и от тех мотивов, по которым люди вступают в брак. Более прочные браки основаны на общих интересах и потребностях.

(Проводит тренинг.)

Задание 1. Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка.

(Участники высказывают свое мнение.)

Задание 2. Расставьте эти же мотивы вступления в брак, которые используются, на ваш взгляд, молодыми людьми в настоящее время в большей степени.

(Подводят итоги, обсуждают результаты.)

Задание 3. Предлагаем ответить на вопросы анкеты:

1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?

а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.

2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?

а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.

3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?

а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.

4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:

а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.

5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?

а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.

(Обобщенные результаты обсуждаются, сравниваются ответы юношей и девушек.)

Ведущая.По результатам анкетирования явно просматривается, что некоторые из вас, требуя от своей половины чего-то большого и стоящего, не особенно беспокоятся о том, чтобы совместить свои запросы и представления о себе и другой половине.

А ведь в любви не должно быть только «я» (я такая распрекрасная, поэтому ты меня любишь и я позволяю тебе себя любить). В любви не должно быть только «ты» (ты - это все и даже больше, а меня как личности уже практически нет). В каждой семейной паре должны быть «ты», «я» и «мы». Кто не понял этого, у того все трепетные чувства ранней влюбленности разбиваются о ссоры, разочарование и непонимание. Злость, нервозность и боль приходят на смену любви.

Многое происходит потому, что люди, вступающие в брак, часто, по существу, не знают друг друга. Сексуальная совместимость, конечно, важна в супружеских отношениях, и именно этот мотив часто выбирают молодые люди для вступления в брак. Но сексуально привлекательными вы можете быть для многих. А вот совместить свои характеры, превратить ваше чувство любви еще и в настоящую дружбу, сделать взаимопонимание нормой семейной жизни - это дано не каждой паре.

Часто возникающие вопросы лидерства в семье тоже добавляют своих трещин в супружеские взаимоотношения. Принимая на себя роль лидера, необходимо помнить, что глава семьи не только получает дополнительные права, но и возлагает на себя дополнительные обязанности. Психические и физиологические перегрузки тоже значительно увеличиваются, поэтому «мы» в семье - это лучший выход.

Ученик. Думаю, что, как бы ни любили люди друг друга, ссор и размолвок им не избежать. Семейная адаптация не может происходить без размолвок. Я читал о том, что именно в первые годы брака супруги особенно ранимы. Каждое сказанное слово и брошенная без задней мысли шутка могут вызвать обиды и ссоры. Наверное, спасет высокая культура взаимоотношений и память о том, что рядом с тобой человек, которого ты любишь, с которым ты решила прожить всю жизнь.

Ведущая. Это действительно так. Культура взаимоотношений предполагает в первую очередь внимание к любимому человеку, понимание его внутреннего мира, учет его вкусов, интересов, желаний. Мы уже много говорили с вами о методах улаживания конфликтных ситуаций. Не спешите делать негативные выводы о словах и поступках любимого человека, сумейте разобраться, проявите снисходительность к мелочам. Вам помогут откровенность и доверчивость, желание всегда увидеть в человеке лучшее, что есть в нем.

Быть друг с другом - это целое искусство. Не пытайтесь «перекраивать» друг друга. Каждая личность неповторима. Постарайтесь уверовать в то, что именно тот человек, который идет с вами по жизни рядом, ценен и значим для вас, как никто другой.

Ученик. Часто в жизни нам приходится слышать такую фразу: «Их лодка любви разбилась о быт».

Обсуждение вопроса учениками

Подведение итогов дискуссии. К сожалению, этой фразой очень часто подводят печальный итог. Эту фразу можно было бы дополнить еще одним словом - неустроенный. Именно неустроенный быт - причина конфликтов, разногласий, разводов. И тон здесь чаще всего задают женщины, вопрошая: «Почему все заботы на мне? Я что вам - рабыня?» Но женщина, вступая в брак, не должна забывать, что семейное счастье добывается ежедневной и многолетней тратой времени и сил на обыденный домашний труд. Хотя современные новшества и облегчают домашний труд, работать все-таки приходится достаточно. После трудового дня это особенно тяжело. И тем не менее женщине лучше самой научиться пришивать пуговицы, а не ехать в ателье через весь город. Как говорят умные люди, не следует забывать о том, что любовь не может жить в неприбранной квартире, а тем более, с плохим питанием и невымытой посудой. Правда и то, что все, что сделано по дому, должно быть по достоинству оценено другим человеком.

От искусства ведения хозяйства зависит во многом экономика семьи. Это касается умения приготовить великолепный обед из сравнительно недорогих продуктов, сшить или связать, испечь самой, а не переплачивать и т. д. Немаловажным условием для правильного налаживания быта является разумное ведение семейного бюджета. Большинство семей в качестве главного источника семейного бюджета рассматривают зарплату. Значит, ссоры и упреки по поводу того, что кто-то просиживает на работе, просто неуместны. Ведь именно профессиональный рост даст возможность улучшить материальное положение семьи. Надо думать не только о дне сегодняшнем, но и о перспективе тоже. При этом только помощь друг другу и взаимопонимание помогут молодой семье сдать экзамен на прочность чувств. Ведь не всегда есть возможность пополнить бюджет семьи за родительский счет. Так что многим молодым семьям просто необходимо считать и рассчитывать, планировать и уступать.

Планирование своих доходов и расходов, учет истраченных средств (питание, одежда и обувь, хозтовары, досуг и отдых), разумный контроль - это тоже необходимые составные семейного бюджета. Планируя и подсчитывая расходы, надо обращать внимание на то, что деньги из семейного бюджета чаще всего уходят неизвестно куда не крупными, а именно небольшими суммами. Модный журнал или аксессуар, перчатки, фаст-фуд и жевательная резинка, а в результате вопрос: «Куда деньги пропадают?» Умейте отказаться от того, что необязательно. Постарайтесь продать вещь, которая не понадобилась вам хотя бы раз в году. Не старайтесь пустить пыль в глаза обилием блюд на праздничном столе. Сколько потом пропадает! Лучше продумайте сервировку и свое отношение к гостям. Стоит еще помнить и о том, что принцип «ты заработал, а я истрачу» не укрепит ни ваш быт, ни семейные отношения.

Действительно, одной романтикой и чувствами не проживешь, от повседневности никуда не денешься. Поэтому семьи, соединив воедино свои чувства и серьезный повседневный труд, могут рассчитывать на долгую совместную жизнь. Каждая семья относится к распределению обязанностей по-своему. Если в семье царит атмосфера бытового творчества, то все семейные дела выполняются совместно. Каждый из супругов должен быть готов выполнить ту работу, которую другой не успел сделать ввиду своей занятости. И споров тогда не возникнет.

Есть семьи, в которых основные дела по дому выполняются вместе, а некоторые из них становятся обязанностью одного из супругов (например, закупка продуктов). Это тоже хороший вариант, способствующий налаживанию семейного быта.

Но ведь достаточно и таких семей, в которых царит дух бытовой неустроенности или бытовой эксплуатации мужчины или женщины. Перекладывание обязанностей друг на друга приводит к тому, что домашние дела так и остаются несделанными, а в доме постоянно нет то хлеба, то соли, потому что кто-то обязательно забудет это купить. Не лучше и бытовая эксплуатация, когда жена, а в некоторых случаях и муж превращаются в раба дома. Бытовое сотрудничество - это, конечно, идеальный вариант ведения хозяйства. При таком сотрудничестве участие в домашних делах принимают и дети.

Ученик . Думаю, что быт семьи никак не должен исключать понятие «отдых», который тоже лучше планировать вместе и с учетом интересов друг друга.

Ведущая . Замечательно, когда семья знает, чему посвящен каждый день недели. И, разумеется, каждый день должен содержать наряду с выполнением домашних обязанностей какой-то вид отдыха: прогулки, любимое занятие, общие обсуждения, встречи с друзьями, празднование семейных знаменательных дат, отдых на природе и т. д.

Все, о чем мы сейчас говорили, свойственно гармоничному семейному союзу. Но достичь семейной гармонии и счастья - задача не из легких. Чем больше вы будете знать о построении семейных отношений, чем чаще вы об этом станете задумываться, тем вероятнее, что вы сможете избежать ошибок и разумно построить свою дальнейшую жизнь. Сейчас я хочу ознакомить вас с неблагоприятными типами отношений в семье.

Есть семьи, которые со стороны выглядят благополучно. Жизнь идет размеренно, тихо, спокойно. Но это только на первый взгляд кажется, что все так хорошо. В подобных семьях могут царить скука и повышенное чувство ответственности. Искренность чувств уже пропала. Превалируют негативные чувства, но эмоции сдерживаются. В такой внешне спокойной семье царят усталость, депрессия, тоска.

Другие же семьи, наоборот, постоянно выясняют отношения. Ссоры и скандалы, уходы и возвращения постоянно чередуются. За оскорблениями следуют эмоциональные признания в любви. Жизнь супругов полна стрессов и нервного перенапряжения.

Существует такой тип семьи, которая носит название «семья- санаторий». Явная дисгармония здесь заключается в том, что один из членов семьи ограничивает свои обязанности (из-за повышенной тревожности перед окружающим миром), заставляя других находиться в постоянной тревоге за него и проявлять особую заботу. Другие же члены семьи испытывают при этом недостаток в любви и внимании, а частое чувство тревоги создает большие нервные перегрузки.

Есть «семьи-крепости», в которых четко усвоены представления об агрессивности, угрозах и жестокости внешнего мира. Члены таких семей выплескивают все негативные эмоции, возникающие в семье, как на окружающий мир в целом, так и на отдельных его представителей. Сыплются упреки и даже угрозы. Обычно эмоциональный мир внутри семьи нарушен, нет естественной теплоты, но есть жесткий регламент, пассивное подчинение. Здесь только видимость солидарности и содружества. В таких семьях чаще всего один из родителей деспот, а другой мелочно заботлив.

В «семье-театре» обычно один из супругов остро испытывает необходимость в любовании и внимании. А контакт с детьми заменяется материальными благами. В такой семье многое напоказ, даже любовь и забота.

Психологическая незрелость супругов приводит к образованию семей под названием «третий лишний». Эмоционально значимыми остаются только супружеские отношения. А в отношениях с ребенком - скрытое неприятие.

В дисгармоничном типе семей есть и такой - «семья с кумиром». Все свои нереализованные чувства родители переносят на ребенка, превращая его в кумира, преувеличивая его реальные и мнимые достоинства. Себе же оставляют самоотречение и жертвенность.

Отношения в семьях типа «семья-маскарад» построены на несогласованности действий родителей. Например, на слишком завышенной требовательности отца и всепрощении матери. Постоянные противоречия рождают чувство тревожности и растерянности.

Дисгармоничные отношения в семьях отрицательно влияют на воспитание детей. Страдают не только супруги, вся дисгармония их брака сказывается на здоровье и на становлении личности будущего взрослого человека и гражданина.

Не всегда супруги понимают и могут самостоятельно разобраться во внутренней сущности семейного неблагополучия. Им приходит на помощь психологическая служба.

Мы затронули только некоторые вопросы азбуки семейных отношений. Вам в будущем строить свои семьи и семейные отношения. А для этого, кроме чувств, нужны знания и большой труд. Надеюсь, знания помогут вам построить правильные семейные отношения.

Конкурсант:

Трофимова Евгения Николаевна,

воспитатель

МБДОУ центр развития ребенка –

детский сад № 81 «Мальвина».

Цель: Воспитание нравственной культуры через создание и соблюдение семейных традиций.

Задачи:

  1. Дать представление родителям и детям о важности семейных традиций в развитии и воспитании ребенка.
  2. Познакомить участников круглого стола с традициями, которые существуют в разных семьях.
  3. Заинтересовать родителей и детей в создании групповых традиций.
  4. Воспитывать желание совместно и дружно трудиться при изготовлении сувениров.

Предварительная работа:

Организация выставки «Наши традиции»

Изготовление из соленого теста сувениров с детьми группы

Подготовка «Хваленок» для участников выставки.

Оборудование:

Мультимедийная установка для показа слайдов;

Краски, кисточки, баночки для воды;

Жестяная банка большая;

Магнит с изображением города, пасхальное яйцо, новогодний носок;

Ход мероприятия:

Просмотр презентации, в которой размещены фотографии из жизни детей группы «Солнышко» «Мы как солнца лучики – детишки неразлучники» (Приложение №2).

Воспитатель читает стихотворение:

Говорят, что в старину

Так оно и было.

Много братьев и сестёр

Весело дружило.

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

(Ю. Энтин)

Воспитатель: Уважаемые гости! Давайте вместе с вами поиграем в игру «Угадай». В жестяную банку заранее кладется предмет.

Сейчас я, одному из Вас и вашему ребенку, покажу, что лежит в этой банке, и вы станете ведущим, а задача остальных наших гостей, отгадать, что находится в ней, только с помощью наводящих вопросов, на которые ведущий может ответить только – да, нет.

(В банку по очереди помещают магнит с изображением города, пасхальное яйцо, новогодний носок).

Проблемная ситуация: «Для чего нужны все эти предметы?»

Воспитатель: Как Вы думаете, дорогие гости, как можно связать эти предметы между собой? Что их может объединить?

Ответы гостей.

В каждой семье существуют различные традиции. Семейные традиции – это обычаи или ритуалы, которые мы соблюдаем из года в год. В каждой семье они свои, кто-то привык собираться за ужином каждый вечер и рассказывать о прошедшем дне, у кого – то летний отпуск, проводят всей семьей, кто то празднует Новый год, уезжая к родственникам, которые живут в другом городе, а кто-то выезжает на природу с первыми лучиками солнца.

Воспитатель : «Какие традиции существуют в вашей семье?» (обмен опытом). Рассказывает о традиции тот, кто подготовил экспонаты для выставки.

Цель: познакомить родителей и детей с разновидностями семейных традиций.

Выступление родителей с детьми .

Воспитатель: Вот мы и узнали разные традиции, которые существуют в семьях. Некоторые традиции очень важны для вас, так как передаются из поколения в поколение. Давайте попробуем сказать друг другу приятные слова, которые так важно слышать нашим близким в ответ, на то, что они делают для нас. Упражнение называется «Слова благодарности». Прошу Вас сделать 2 круга, один круг делают дети, а вокруг них встают родители. Вы – родители, бросая мяч своему ребенку, говорит приятные, ласковые слова, а Вы дети, бросаете мяч в ответ с приятными словами какая у Вас мама хорошая, или какой папа сильный и отважный.

Цель: показать родителям и детям, что чувства и слова благодарности за семейные традиции очень важны для их близких.

Спасибо за участие дорогие гости и ребята, вот мы и узнали, как важно слышать приятные слова друг от друга.

Совместная деятельность родителей с детьми.

Воспитатель:

Мы с ребятами подготовили небольшие сюрпризы для Вас родители, предлагаю Вас вместе со своим ребенком раскрасить их в память о сегодняшнем дне. Мы подготовили слепок руки вашего ребенка, приготовленный из соленого теста. Это не только научит Ваших детей делать подарки своими руками, но и будет способствовать развитию мелкой моторики.

Воспитатель: Наша группа это большая семья, посмотрите как мы дружно и весело раскрашивали сувениры. Может кто – то придя сегодня домой захочет создать свою традицию, или вспомнить традиции своих родителей и продолжить их. Может и мы, придумаем традиции нашей большой семьи?

Традиции нашей группы:

1) День рождения детей по месяцам;

2) «Выходной, выходной с папой, мамой и сестрой» - рассказы детей о прошедших выходных, что нового и интересного они узнали.

3) День рождение группы – первый понедельник октября;

4) Чай питье в конце учебного года- обсуждение наших достижений;

5) День матери- поздравления для мам;

7) День бабушек и дедушек- изготовление сувениров из соленого теста для бабушек и дедушек;

8) «Украсим елку сами» украшение елочки в группе;

9) «Осень Золотая» - изготовление коллективной экибаны.

Воспитатель: Мы хотели бы поблагодарить родителей, которые участвовали в выставке и вручить «Хваленки» . Спасибо Вам, за активное участие в жизни нашей группы.

Обратная связь:

Цель: получение информации о ходе процесса занятия и его результатах.

Родители пишут свои пожелания и впечатления о проведенном вечере на лучиках солнца.

Раздача буклетов (Приложение № 3). Приложение № 3-буклет.pdf (630.12 КБ)

Раздаю буклеты с информацией о том, какие бывают семейные традици

Приложение-презентация "Группа "Солнышко" 31МБ

Юлия Шапкина
Круглый стол с родителями «Наша семья и семейные традиции»

Ход проведения собрания

1-ая часть

Уважаемые родители ! Я очень рада, что мы сегодня все с вами собрались, а собрались, чтобы поговорить о ваших семьях , о ваших семейных традициях и их значении в воспитании и развитии вашего ребенка.

По определению В. И. Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе : родители с детьми ».

С давних пор о доме, семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье . Кто может назвать пословицы или поговорки, давайте спросим родителей .

В гостях хорошо, а дома лучше;

Дети не в тягость, а в радость;

Когда семья вместе и сердце на месте

Мать кормит детей, как земля людей;

Нет дороже отца с матерью;

Семья это семья .

В каждой семье должны существовать свои традиции , но некоторые семьи не соблюдают традиции , и даже не знают что это такое. Сегодня хочется рассказать о традициях , которые существуют во многих семьях .

Традиция 1 . Семейные праздники

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье ? (ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник это событие в детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого.

Как вы устраиваете детские праздники в семье ? (ответы)

Не забывайте, праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

Не следует заставлять ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, станцевать, если ему это выпадет при игре или по фанту.

Как вы думаете нужно оформлять квартиру к празднику? Что это дает ребенку? (ответы родителей )

Важно принимать участие всем и детям и взрослым?

Все любят подарки, особенно дети.

Какие вы дарите подарки детям? (ответы родителей ) .

Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать физически : мячи, скакалки. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения . Продумать программу развлечений, приобрести для игр - аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.

Традиция 2 . Семейные архивы

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья должна иметь свой архив : почетные грамоты, медали отцов, дедов, историю рода и фамилии.

Традиция 3 . Семейный альбом

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы его листали в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями .

Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи , что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 4 .Семейный отпуск на природе

Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город , на дачу вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 5 . Семейное посещение театров , музеев, выставок

Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки?

Человеку всегда свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции . Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи .

Традиция 6 . Коллекционирование

Очень хорошо что есть в семье традиция , если же нет то можно предложить собирать какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки) .в результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Традиция 7 . Игры с ребенком

Скажите, в какие игры и как вы играете с ребенком?

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

Мы с уверенностью можем сказать Детство – игра, игра – это детство.

Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополнился эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Ирга – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье . Игр и игрушек много. Следует вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры : настольные , подвижные, словесные, развивающие.

Хороши игры типа лото, домино, шашки, шахматы. Советуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например : «угадай с какого растения семена , «Кто, кем был?» , «Что может летать?» , «Найди похожее на яблоко» .

В ваших руках вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей , знающими свою родословную.

Традиций очень много , можно сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это традиционные походы , прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов , родословной своей семьи . Это чтение книг.

2-ая часть :

Уважаемые родители ! Давайте вместе с вами разберем несколько ситуаций из жизни :

1 СИТУАЦИЯ : Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт .

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН : Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

2 СИТУАЦИЯ : Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН : Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

3 СИТУАЦИЯ : Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать . После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН : Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

4 СИТУАЦИЯ : Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол . После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи ?

ЗАКОН : Уважительного отношения членов семьи друг к другу .

5 СИТУАЦИЯ : В семье двое детей : брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это . О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН : В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД : Если эти законы в семье пополняются , значит, ребёнок состоится как личность.

Решение родительского собрания :

1. Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье .

2. Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному посещению театров, музеев, выставок.

«Крепка семья – крепка Россия. Семья и семейные ценности» КРУГЛЫЙ СТОЛ год


Задачи: - возвышение роли семьи, её статуса в нашем обществе; усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей; - укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание. Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.





Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детство сбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики. Как вы думаете, что послужило причиной для появления этого документа?


По мнению социологов: 1. Продолжается сокращение численности детского населения. 2. У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. 3. Не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений). 4. Низкими темпами сокращается число детей – инвалидов, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения).




Скажите, какая по-вашему, ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ? Где относятся друг к другу с уважением, не ругаются. Где все друг друга понимают. Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно. Где каждый старается помочь другому. Где родители участвуют в делах детей. Где семья – это питающая, насыщенная почва, на которой произрастает высаженное семечко…




В начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей. К концу 30-х годов этот показатель упал до 6-7. Сегодня этот показатель равен 1,5 – 2. Из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет - 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.


Какие проблемы сохранения семьи можно назвать? Сокращение рождаемости и падение прироста населения. увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин. Уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности. Возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения. Легкомысленное отношение к браку и семье. Отсутствие дисциплины и половая распущенность. Высокий процент разводов (распадается каждый третий брачный союз)


Согласны ли вы, что созданию крепкой семьи необходимо учиться? Близкие устойчивые отношения между людьми, тем более в семье – это сложная система, можно даже сказать, что семья – это живой организм. В нём есть свои механизмы взаимодействия, принципы функционирования, которые позволяют этой системе долго и эффективно работать. Можно идти и путём набивания «шишек», но только это очень болезненный, тяжелейший путь, который связан со многими ненужными страданиями. И при этом нет никакой гарантии, что опыт всё же будет приобретён. Чаще «шишки» набивают, а толку нет. F:\История вечной любви Петра и Февроньи Муромских..flv






Рекомендации участников Круглого стола: Семейный праздник: «Родительский дом – начало начал». Гостиная «Подвиг матери». Тренинг (совместно с психологом) для старшеклассников «Готовность молодых людей к браку и семейной жизни». Классный час «Наша дружная семья». Конкурс рисунков, плакатов, фотографий «Своей семье я говорю: «СПАСИБО!» Круглый стол для старшеклассников «Почему люди, уверенные, что создают семью по любви, теряют любовь в браке?» Дискуссионный клуб для старшеклассников «Как правильно выбрать свою половинку, чтобы быть всю жизнь вместе и в скорби, и в радости?»



Copyright © 2024 Женский портал - Julliflo.