Подростковый возраст и его особенности у девочек. Подростковый возраст

Границы подросткового возраста достаточно неопределенны (от 9-11 до 14-15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.

Социальная ситуация развития

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В.И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими .

Как мы уже отметили, подростковый возраст является по сути кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

«эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;

«доминанта дали» - установка на большие масштабы;

«доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);

«доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному .

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:

1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;

2) постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

1) развитием способности к абстрактному мышлению;

2) расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

1) освобождение от родительской опеки;

2) постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;

2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;

3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

Центральные новообразования

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л.И. Вожович). Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

Подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);

» ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков - «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);

Взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);

Интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков) .

Ведущая деятельность

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фелъдштейн).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированное и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (В.С.Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях - языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Самосознание

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я»-идентичности. В этот период «...как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями» .

В.И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее

Психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения - наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества .

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития детей в подростковом возрасте.

2. Характеристика новообразований в подростковом возрасте.

3. Развитие психических процессов.

4. Развитие личности подростка.

5. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпосылки изменения социальной ситуации развития в этот период.

2. Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как особенность личности. Приведите примеры его проявления у подростков.

3. Проведите исследование межличностных взаимоотношений в коллективе школьного класса:

А) используя методы наблюдения и беседы;

Б) используя метод социометрии. Проанализируйте полученные данные.

4. Заполните пробелы.

Кризис личности подростка связан с________ изменениями __________созреванием, поиском___________ среди других, потерей

5. Ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину.

Выберите правильный ответ:

А) учебная;

Б) общественно-полезная;

В) интимно-личные отношения; « г) все ответы верны;

Д) правильного ответа нет.

6. Центральным новообразованием подросткового возраста считается:

А)становление самосознания;

Б) становление системы мотивов;

В) профессиональное самоопределение;

Г) все ответы верны;

Д) правильного ответа нет.

7. Проведите опрос подростков по выявлению индивидуальных качеств личности.

8. Изучите темперамент, акцентуации характера подростка в период педагогической практики (психологического практикума). Дайте советы по взаимодействию с учетом преобладающего типа темперамента и акцентуации характера (см. Диагностические методики).

9. Проведите методику «Рисунок несуществующего животного» с целью изучения личности подростка.

10. Составьте психологический портрет современного подростка.

У мальчиков - это сложный кризисный период. Причем не только для самих ребят, но и для их родителей. Признаки переходного возраста у мальчиков бывают разные, у каждого свои. Довольно часто у взрослых на данном этапе с подростками теряются дружба и контакт. Родителям необходимо чаще с ними общаться, так как они могут упустить один из самых важных моментов в воспитании ребёнка. Если взрослых нет рядом с мальчиком в очень важный для него период, тогда подросток рискует попасть в плохую компанию, результатом чего может стать пристрастие к алкоголю, наркотикам и прочие неприятные последствия.

Надо уметь слышать своего подросшего мальчика, сопереживать его проблемам, помочь ему морально пережить трудности. Если родители знают, что они правы, нужно терпеливо объяснять своему ребёнку, в чем его ошибка. Также постарайтесь приводить убедительные основанные на фактах доводы. Так ребенок быстрее поверит своим близким. Если родителям пришлось критиковать своего сына, тогда нужно привести серьёзный аргумент, чтобы он понял. Давить на подростка нельзя, лучше просто попросить о помощи, так он быстрее пойдёт на уступки взрослым. Упрёки и унижение очень сильно сказываются на психике мальчика, поэтому нельзя этого делать.

Сравнивать своего подростка с его друзьями не стоит. Ведь он, в первую очередь, личность, индивидуальность и не обязан быть похожим на других детей. Когда родители общаются со своим ребёнком, надо делать это в дружелюбном тоне, тогда он доверится им полностью. Пусть подросток контролирует то, что ему под силу. Поэтому стоит давать вашему чаду самостоятельность, которая ему так необходима. Однако если вы заметили какие-то изменения в поведении ребенка (к примеру, его реакция на некоторые вещи стала неадекватной, он не желает смотреть вам в глаза, и т.п.), то надо задуматься над подобным явлением очень серьёзно. Возможно, что есть необходимость проконсультироваться с наркологом. Ведь именно в подростковом возрасте хочется попробовать все запретное, не думая о последствиях. А как известно, к наркотикам привыкают очень быстро, но бросить это пагубное пристрастие без помощи специалиста практически невозможно.

Отец нужен будущему мужчине

Когда начинается переходный возраст у мальчика, с ним должен быть в первую очередь отец. Для того чтобы подросток вырос достойным членом общества, ему нужно как можно чаще общаться с папой. Тот же, в свою очередь, обязан подавать пример сыну. для мальчика очень важно это общение. Если же у подростка с отцом отношения не ладятся, то у ребенка появляется психологический стресс, непонятная агрессия, которую он будет стараться выплескивать на маму или других членов семьи.

Поэтому отцу необходимо постараться, чтобы сыну с ним было интересно общаться. В этом возрасте здоровый образ жизни просто необходим ребенку. Для этого следует организовать для него спортивные занятия, а также следить за питанием (оно должно быть сбалансированным). Тогда ребёнок будет понимать, что при таком образе жизни нет места наркотикам и алкоголю.

В некоторых случаях у подростка могут быть заметны депрессия и невнимательность. Учёба в этом возрасте, как правило, отходит на последнее место. Психологи утверждают, что мышление у подростков становится более развитым, но они им не пользуются в связи с тем, что для них важнее общение со сверстниками, чем с учителями.

Трудности

Основные проблемы переходного возраста:

  • подросток считает, что его права ущемляют, поэтому он восстанавливает их за счёт ссор и скандалов с родителями;
  • ребенку кажется, что к нему относятся несправедливо. В результате он старается доказать, что уже не маленький и может разобраться во всём сам;
  • влюбленность для него сейчас на первом месте, а родители совсем ему не нужны (так считают большинство подростков);
  • мысли о суициде довольно часто приходят на ум подросткам. Поэтому родителям нужно сделать всё, чтобы их чадо как можно скорее выкинуло эту идею из головы.

Что такое подростковый возраст?

Мама и папа вспоминают, как их сынок вроде бы совсем недавно тянулся к ним своими ручонками, открывал беззубый ротик, а сегодня уже стал почти взрослым мужчиной. Что же такое подростковый переходной возраст? Это период, когда организм начинает полностью меняться физически и психологически.

Именно в это время достигается зрелость у мальчиков, хотя они ещё дети. Возраст взросления начинается уже в 10 лет, а вот заканчивается у каждого по-разному, как правило, примерно в 15-17 лет.

Физиологические признаки

Давайте рассмотрим половые признаки переходного возраста у мальчиков:

  • Тонкий голосок превращается в более грубый, уверенный, так как появляется много мужских гормонов.
  • Увеличиваются половые органы.
  • Становится больше волос по всему телу, а также на лице (борода и усы).
  • Мускулатура увеличивается.
  • Плечи становятся шире.
  • Ночью довольно часто происходит самопроизвольное семяизвержение;
  • Прыщи и угри появляются в области спины и на лице. Со временем они пропадут сами по себе. Хотя врачи рекомендуют их лечить, чтобы не осталось рубцов и шрамов в будущем.

Вот так проявляется мальчиков. В такой период или немного позднее подростки могут вступить в первые сексуальные отношения. Поэтому уже 11-летнему ребёнку необходимо объяснить, что такое противозачаточные средства и как ими пользоваться.

Поведение подростка, так же, как и характер, меняется кардинально. Многие психологи уверены, что характеристика подросткового возраста очень сложна. Некоторые же специалисты утверждают обратное. По их мнению, если с ребенком вести себя как положено, быть ему другом, тогда и происходит все в легкой форме. А если родители сильнее начинают опекать своего подростка, тогда он из послушного и доброго ребёнка может стать упрямым и грубым. Со взрослыми спорить для него становится привычным делом. Ученые выявили общие признаки переходного возраста у мальчиков, но у каждого ребенка это происходит индивидуально. У одних раньше, у других значительно позже. Половое развитие мальчиков может происходить как очень спокойно, так и весьма бурно, отражаясь на характере. Родителям необходимо в любом случае быть бдительными и вести себя в соответствии со складывающейся ситуацией.

Психологические признаки

Какие же бывают психологические признаки переходного возраста у мальчиков? К ним относится следующее:

  • Подростки расположены к конфликтным ситуациям, без бунта они не могут себе представить свое существование.
  • Болезненно реагируют на любую ситуацию, им кажется, что у них нет друзей, а окружают их враги (в том числе, и родители).
  • Подростки занижают самооценку, и от этого им становится психологически невыносимо жить.
  • С мнением взрослых в этом возрасте не считаются совсем, а вот ровесника послушают с удовольствием.
  • Очень остро реагируют на критику, появляется агрессия, от которой становится плохо всем окружающим.
  • Учатся исключительно на своих ошибках.
  • Не боятся суицида, не понимают, какую боль своими словами про возможность покончить с собой приносят родным.
  • Злятся на родителей, если те их контролируют.
  • Выбрасывают весь свой негатив на окружающих, демонстративно упрямятся. Кроме того, сражаются со взрослыми многие дети не только словами, но и с применением физической силы.
  • Хотят любви, понимания и внимания родителей. Остро нуждаются в помощи и моральной поддержке.

У каждого подростка свои особенности, причем как физиологические, так и психологические. Но нужно помнить, что они ещё дети. Возраст 12-14 лет считается самым тяжёлым и проблемным, так как ребята отказываются слушать любые внушения. Примерно к 17 годам они успокаиваются и начинают воспринимать свою значимость в жизни. Если сыну не хватает внимания, любви, заботы, то он воспринимает это очень болезненно. У него может появиться уверенность, что он безразличен всем. Поэтому родители обязаны вести себя с ребёнком таким образом, чтобы их чадо не могло усомниться в их любви.

Помощь матери

Проблемы переходного возраста можно избежать, и помочь в этом своему чаду во многом должна мама, окружив его любовью и заботой. Отец же, как правило, с ребенком не нянчится. Поэтому чадо именно в подростковом возрасте не почувствует его ласку и нежность. Мама помогает своей любовью и поддержкой сыну, ведь ему сейчас крайне необходимо чувствовать себя нужным. Именно поэтому родителям нужно быть рядом со своим ребёнком подросткового возраста. С ним, конечно же, следует дружить, но при этом не бойтесь проявлять строгость, если это необходимо. Нельзя, чтобы ребенок, что называется, «сел на шею».

Если у которые он считает серьёзными, то родители должны быть чуткими и понимающими. Смеяться над его проблемами или чувствами нельзя, так как это может привести к развитию комплексов. Обратите внимание, что когда специалисты описывают и физического развития подростка, они имеют в виду общее направление. Поэтому родителям необходимо учитывать индивидуальность и характер именно своего ребенка.

Заключение

Теперь вы знаете особенности подростков, а также то, какие изменения происходят с ним в переходном периоде. Будьте внимательны к своим детям, окружайте их любовью и заботой, а также уважайте в них личность.

  • Дегтярева Ольга Леонидовна , старший научный сотрудник
  • Федеральное казенное учреждение "Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации"
  • ПУБЕРТАТНЫЙ КРИЗ
  • РЕАКЦИИ ЭМАНСИПАЦИИ
  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗРЕВАНИЕ
  • ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

В статье анализируются социально-психологические особенности подросткового возраста и их связь с криминальным поведением несовершеннолетних.

  • Психологические детерминанты подростковой конфликтности
  • Конфликты в подростковом возрасте и пути их разрешения
  • Образ матери у подростков 13-15 лет с разной психологической дистанцией
  • Особенности стиля межличностных отношений у подростков в классе

Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. По мнению

Фельдштейна Д.И., подростковый возраст определяется «не просто как определенный возрастной период, а как особая фаза перехода от детства к взрослости» .

В подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа, фундамент личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования.

Важно отметить неравномерность, противоречивость и сложность психологического развития в подростковом возрасте. В этот период в подростке сосуществуют элементы детства и взрослости.

Периодизация подросткового возраста

Божович Л.И. делит подростковый возраст на два периода: первый - 12-15 лет, второй - 15-17 лет. Аверин В.А. внутри подросткового возраста выделяет младший подростковый (10-13 лет) и старший подростковый (13-15 лет). К подростковому возрасту тесно примыкает ранний юношеский возраст (15-17 лет), близкий подростковому по уровню социального развития.

Ананьев Б.Г., учитывая половой диморфизм, границы подросткового возраста определил 13-16 годами для мальчиков, 12-15 годами для девочек, юношеский возраст 17-21 для мужчин и 16-20 лет для женщин .

Фельдштейн Д.И. фазу «подростковый период», так называемую «фазу вхождения во взрослую жизнь» делит также на два периода: первый - до 17 лет, второй - до 23 лет.

Эльконин Д.Б., развивая идеи Выготского Л.С. и Божович Л.И., предложил рассматривать возрастную периодизацию психического развития, исходя из трех основных критериев: 1) личностные новообразования; 2) ведущая деятельность; 3) социальная ситуация развития. В результате границы подросткового возраста определены им в 11-14/15 лет, а юношеского - 14-15 лет.

Нам представляется оправданным избрать объектом данного исследования возрастной контингент 14-18 лет по следующим соображениям. На юношеский возраст выпадает окончание процессов психофизиологического созревания и изменений, которые составляют суть «переходного периода» - подросткового возраста.

Подобный подход вполне объясняется также сходством тех процессов, которые характеризуют социальное созревание индивида в переходный период на рубеже подросткового и юношеского возраста (совпадение механизмов, институтов, способов социализации, степени включенности в систему общественных отношений, правовой статус и т.д.).

«Таким образом, если старший подростковый и ранний юношеский возраст имеют определенные психофизиологические различия, то по способам, механизмам и конечным эффектам социализации эти возрастные периоды весьма близки» .

Психология подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения - «пубертатного криза» .

Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействие определенной социальной среды. К ним относятся описанные Личко А.Е. реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Кондрашенко Т.В. добавляет к вышеперечисленным дисморфореакции и рефлексиореакции.

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

«Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью... Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечания о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас...кажутся неадекватными» . Как отмечает Васильев В.Л. , такая эмоциональная неустойчивость порождается повышенной активностью эндокринной системы (так называемая «гормональная буря»), вызванной ускоренным половым созреванием; а следствием подобной неуравновешенности является повышенная конфликтность, что само по себе способно затруднить общение с окружающими.

Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться, отстраниться от опеки, контроля, покровительства, оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к представителям старшего поколения вообще. Это суть «реакция эмансипации» по Личко А.Е. Данная реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.

В современной западной психологической литературе широкое распространение получила концепция Erikson E. о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового возраста. Под «идентичностью» подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности.

Отрицание ценностей и стандартов, принятых взрослыми, может стать одним из факторов, косвенно способствующих совершению правонарушений.

Становление самосознания и самооценки происходит прежде всего в общении, в процессе активного взаимодействия с себе подобными.

Выготский Л.С. писал: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других. Это и есть процесс становления личности» . Именно этим объясняется проявляющаяся в подростковом возрасте повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников - так называемая «реакция группирования со сверстниками».

Еще одной важной особенностью подросткового поведения является хобби-реакция. По мнению Личко А.Е. , «увлечения составляют особую категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами - с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами... В отличие от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личность...»

Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения - это происходит или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений или незаконности способов достижения желаемой цели.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением составляют важную, но пока еще мало изученную область. Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности, но и нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, но которые в действительности должны быть отнесены к рассматриваемому кругу явлений (некоторые случаи избирательной агрессии, демонстративных суицидальных действий). Несмотря на недостаточную изученность этой проблемы все же в некоторых исследованиях отмечается, что сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью и легко может приближаться к патологическим нормам. Причиной этой неустойчивости является недифференцированная сексуальность подростков.

У мальчиков подобного рода реакции встречаются чаще, чем у девочек, и нередко сопровождаются агрессивностью, жестокостью, правонарушениями.

Кондрашенко Т.В. также выделяет реакции, обусловленные формированием самосознания: дисморфореакции и рефлексиореакции.

Дисморфореакции - реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности. Подростков рано начинают волновать особенности внешности и физического развития. Подростки, будучи критичными к своей внешности (что отчасти обоснованно, вследствие того, что в подростковом возрасте не закончены процессы формирования физического облика человека, с чем связана внешняя угловатость и неслаженность подростков), находят в ней многочисленные «недостатки», что вызывает чувства беспокойства, неуверенности в себе, доходящие иногда до навязчивого страха (дисморфофобия) или сверхценной идеи физического недостатка (дисморфомания).

Объективные признаки «физического несовершенства» наряду с завышенными претензиями к своей внешности делают подростков уязвимыми в отношении замечаний, касающихся их внешности.

При развитии дисморфореакции подростки становятся замкнутыми, подозрительными, депрессивными.

Рефлексиореакции - реакции, связанные с повышенным вниманием к своему внутреннему миру. В старшем подростковом возрасте озабоченность своей внешностью ослабевает и на первый план выступают повышенный интерес к своему внутреннему миру, самоанализ, оценка своих умственных способностей и моральных качеств.

Нередко переживания, связанные с повышенным вниманием к своему внутреннему миру, занимают доминирующее место в жизни подростков и существенно влияют на их поведение. Практически любая реальная жизненная трудность, впервые встретившаяся на пути подростка, может сыграть роль психотравмирующего фактора, способствующего акцентуации внимания на своем внутреннем мире.

Кроме того, в подростковом возрасте еще могут наблюдаться детские поведенческие реакции: реакция отказа от контактов, от пищи и т.д. может наблюдаться у инфантильных подростков, когда их насильно отрывают от дома или от привычной компании сверстников. У конформных подростков такая реакция в крайне смягченном виде может проявиться при крутой ломке жизненного стереотипа. Реакция оппозиции может проявиться у подростков весьма своеобразно - от прогулов и побегов из дома до краж и попыток к самоубийству - чаще всего несерьезных и демонстративных, а также демонстративной алкоголизацией. Все проявления реакции оппозиции чаще всего вызваны желанием подростка вернуть себе утраченное особое внимание. Реакция имитации складывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. У подростков моделью для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или преходящие кумиры молодежной моды.

Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может быть, когда для подражания служит антисоциальный прототип.

Отрицательная имитация характеризуется тем, что модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца. Реакция отрицательной имитации тоже может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции - здесь нет ни стремления привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция теснее связана с реакцией эмансипации, ближе к борьбе за самостоятельность.

Реакция компенсации - желание свою слабость, неудачливость в одной области восполнить успехами в другой.

Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются результатов именно в той области, где оказываются слабыми.

Личко А.Е. , Кондрашенко В.Т. отмечают, что реакция протеста чаще всего проявляется в недисциплинированности, хулиганских выходках, агрессивных действиях, бродяжничестве, суицидальном поведении; реакция отказа - в нежелании учиться, участвовать в полезных трудовых процессах; реакции имитации - в грубости по отношению ко взрослым, вызывающем тоне, нецензурных выражениях, пьянстве, употреблении наркотиков и др. одурманивающих средств, сексуальных девиациях; реакция гиперкомпенсации – в различных поступках антидисциплинарного и асоциального характера.

Реакция эмансипации у подростков чаще всего сопровождается побегами из дома, бродяжничеством, пьянством, употреблением наркотиков, половой свободой. Нередко стремление к независимости выражается в особой манере поведения, свободе вкусов, моды, молодежном жаргоне и т.п.

Реакция группирования нередко проявляется хулиганскими действиями, правонарушениями, пьянством; реакция увлечения - кражами, мошенничеством, спекуляцией, угоном машин; реакции, обусловленные формированием сексуальных влечений,- ранними половыми связями, транзиторными сексуальными девиациями; реакции, обусловленные формированием самосознания, созданием подростковых кружков «инакомыслящих» и т.д.

Наконец, говоря о возможных причинах девиантного поведения подростков, важно иметь в виду особенности характера подростков, в частности, выраженность так называемых акцентуаций характера. Как отмечал Личко А.Е. , делинквентность не всегда связана с аномалиями характера. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Склонность к делинквентности связана как со степенью аномалии характера, так и в еще большей степени с ее типом. По данным Личко А.Е. , наиболее подверчен делинквентности неустойчивый тип акцентуации:

Тип психопатии или Частота делинквентности акцентуации характера (%)

  • неустойчивый 76
  • эпилептоидный 61
  • истероидный 52
  • шизоидный 44
  • гипертимный 36
  • лабильный 36

Таким типам, как сенситивный и психастенический, делинквентность вообще не свойственна. Циклоиды способны на эпизодические делинквентные поступки во время гипертимной фазы, реже у них встречаются делинквентные эквиваленты субдепрессивных фаз...» Некоторые исследования посвящены взаимосвязи отдельных типов акцентуаций с видом правонарушения.

Вдовиченко А.А. была проведена работа, в которой устанавливались корреляции между особенностями нарушения поведения и непосредственно типом акцентуации характера. Связь между типом акцентуации и формой противоправных поступков определялась, в основном, методом наблюдения и беседы. В результате был проведен качественный анализ, который позволяет говорить о том, что подростки эпилептоидного типа обнаруживают жестокость, стремление к грубому насилию, драчливость. Истероидные подростки более склонны к мошенничеству и мистификациям. Соответственно можно говорить о склонности эпилептоидов к грабежам, действиям против личности; истероидов - к кражам.

Качественный анализ типов акцентуаций позволяет сделать следующие выводы.

Эпилептоидный тип, характеризующийся аффективной взрывчатостью, склонностью к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения, жестокостью, мнительностью, стремлением к властвованию, может при наличии неблагоприятных условий среды послужить основой противоправного поведения, а именно - опасных действий против личности. Эгоизм, склонность к накоплению материальных благ, несдержанность желаний могут подтолкнуть эпилептоидных подростков к совершению краж.

Преступления шизоидных подростков обычно совершаются «во имя группы». Шизоидные черты затрудняют социальную адаптацию, а подростку в силу возрастных потребностей необходимо быть признанным членом какой - либо группы. Ради этого, ради признания подростка «своим» группой, несовершеннолетний может пойти на противоправные действия .

Неустойчивые подростки (повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, склонности к праздности, безделью, увлечение азартными играми) легко оказываются в антисоциальных компаниях, где, попадая под влияние более сильных, инициативных членов становятся орудием таких групп.

Истероидный тип характеризуется крайним эгоцентризмом, стремлением находиться в центре внимания, вызывать восхищение и почитание своей личности. Вследствие этого, несовершеннолетние правонарушители с этим типом акцентуации характера склонны более к хулиганским поступкам, в которых можно проявить свою мнимую смелость, геройство. Однако боязнь останавливает истероидных подростков перед совершением тяжких серьезных правонарушений .

Анализ приведенных выше исследований (Личко А.Е., Вдовиченко А.А., Леонгард К.) позволяет предполагать возможную взаимосвязь между типом акцентуации и видами правонарушений. К сожалению, однозначных точных количественных данных о подобном соответствии нет. Кроме того, следует учитывать, что характер совершаемых противоправных действий определяется не только взаимосвязанным комплексом личностных особенностей, который имеет характер системы, но и обстоятельствами, ситуационными факторами антисоциального поведения. Поэтому, даже если и будут выявлены корреляции между личностными особенностями человека и характером виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания, то подобные взаимосвязи будут носить не абсолютный, а вероятностный характер, не исключающий совершения лицом с определенным комплексом личностных черт «нехарактерного» для данного вида акцентуации противоправного действия.

Список литературы

  1. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989 г.
  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979 г., № 4.
  3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Монография. Санкт-Петербург, 1994 г.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет сознания. Л., Изд. ЛГУ 1969 г.
  5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993 г.
  6. Homburqer F., Psyshopatholoqie des Kindesalter. Berlin,1926 г.
  7. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979 г.
  8. Личко A.E. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., «Медицина» ,1983 г.
  9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск,
  10. Васильев B.JI. Юридическая психология. М.,1991 г.
  11. Erikson E.H.Identiliti and the life cycle. Psycholoqical issues. New York, 1959 .
  12. Выготский Л.C. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М., Изд. АПН СССР, 1960 г.
  13. P. Hertoft. Investigation into sexual behaviour of young men.- Danish Med. Bull., 1969 г.
  14. Вдовиченко А.А. О типах акцентуаций характера у делинквентных подростков // В кн. Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976 г.
  15. Леонгард К. Акцентуированные личности. Изд. «Феникс»; Ростов на Дону; 2000 г.

Наиболее сложной психологической стадией в жизни человека считается переходный период, который существенно влияет на становление индивида как личности. Это время можно назвать мостиком между двумя жизнями: детской и взрослой. Зачастую кризис переходного возраста влияет не только на подростка, но и на его окружение. Ведь у человека меняются ценности, появляются новы стереотипы, формируется собственная точка зрения. Такой период считается довольно болезненным и тяжелым, поэтому необходимо знать, как справиться с проблемами, которые могут возникнуть именно в подростковом возрасте.

Наиболее сложный возраст

Мало кому известно о тех кризисах, которые наступают у человека в возрасте трех и семи лет. Но переходный период и трудности, которые с ним связаны, известны каждому. Почти все родители с ужасом ждут начала кризиса переходного возраста у своих отпрысков. Многие даже пытаются предотвратить данную стадию и создают для этого все условия. Но в большинстве случаев такие попытки оказываются бесполезными. Несмотря на все старания родителей, подростки раздвигают рамки дозволенного, разжигают конфликтные ситуации, не соблюдают правил и преступают запреты. В основном тинэйджеры выступают провокаторами. Они апеллируют тем, что родители и близкие не хотят их понимать. Но через такие разногласия и сложные ситуации подросток познает себя, учится отстаивать собственные позиции и взрослеет.

Время наступления

Представители разных стран и религий определяют переходный возраст по-своему. У некоторых подростков он может наступить к четырнадцати годам, а у других - к двадцати. Данный переход может реализоваться как просто в получении паспорта или достижении совершеннолетия, так и сопровождаться различными серьезными конфликтами. В этом возрасте наступает половая зрелость, появляется юридическая ответственность за свои действия. Очень сложным для индивида и его окружения является переходный период. Психология утверждает, что время наступления данной стадии сугубо индивидуально. Это зависит от многих факторов, таких как культурное наследие, религиозные убеждения, окружающая среда, круг общения.

Трудное поведение подростка

Во время переходного возраста тинейджер постоянно пытается отстоять право на свою самостоятельность и независимость от взрослых. Это желание проявляется в таких важных моментах, как сложности поведения, ярко выраженное упрямство, негативизм, повышенная конфликтность, открытое непослушание, отстаивание собственного мнения по любому вопросу. Зачастую подростки демонстрируют свой нонконформизм при общении со сверстниками, а также нарочито противопоставляют себя взрослым. Проблемы переходного периода в основном заключаются в том, что тинейджер создает антипод послушного подростка. Ребенок может вести себя подобным образом достаточно долго. Хотя в некоторых случаях кульминация кризиса переходного возраста проходит спокойно. Существует два противоположных сценария, по которым может развиваться данный этап формирования человека.

Первый, классический вариант развития

У подростка проявляются традиционные симптомы, которые сопровождают любой возрастной кризис. Тинейджер ведет себя строптиво, упрямо, проявляет своеволие и негативизм, критически относится к требованиям родственников и учителей. На данной стадии взросления у подростка обостряется чувство собственности. Он начинает оберегать свои вещи от посторонних глаз и рук, дорожит личным пространством. Зачастую переходный возраст характеризуется тем, что тинейджер запрещает родителям или знакомым заходить в свою обитель. Он становится скрытным в общении. Родственникам может показаться, что ребенок скрывает что-либо ужасное. Но волноваться не стоит. У подростка происходят серьезные изменения во внутреннем мире. Меняется система ценностей человека, появляются новые принципы, формируется мировоззрение. В этот сложный период тинейджер пытается защитить свою формирующуюся личность, поэтому и ведет себя нестандартным образом.

Второй вариант

Но все может развиваться и по другому сценарию, который прямо противоположен первому. Тинейджер полностью зависит от родителей и учителей. Чрезмерное послушание и возврат к прежним интересам - это характерные признаки поведения подростка, переживающего переходный период по второму варианту, который еще называют «кризисом зависимости». Человек зачастую возвращается к старой системе ценностей и отношений с окружающими. Его цель - найти поддержку и обрести сравнительную беззаботность. Вне зависимости от того, по какому сценарию протекает самоопределение подростка, на данной стадии развития происходит определение жизненной позиции. Если в первом случае тинейджер акцентирует внимание окружающих на том, что он уже не ребенок, то во втором варианте он хочет и дальше оставаться в своем детстве.

Положительные результаты

Кризис переходного периода имеет много положительных результатов. Подросток борется за свою независимость, пытается самоутвердиться, познать собственные способности и возможности. Такая борьба должна проходить в безопасных условиях. В результате у тинейджера формируется чувство уверенности в своих силах. Кроме того, именно юношеский возраст и трудности, которые с ним связаны, помогают человеку научиться самостоятельности, открыть в себе качества, которые в будущем будут помогать ему разрешать возникающие сложные ситуации.

Характерные черты

Переходный возраст характеризуется тем, что у человека активно развиваются познавательные процессы. Подросток переходит к абстрактному мышлению. Ему начинают нравиться рассуждения на отвлеченные темы. Особенности переходного периода заключаются в том, что ощущения и восприятие человека переходят на новый, более высокий уровень. Тинейджер все чаще анализирует свои поступки и действия окружающих, фокусируется на важных вещах, избирательно относится к выбору будущей профессии. Активно развиваются творческие и интеллектуальные способности. Кроме того, меняется мотивационная сфера, которая начинает формироваться на основе четко поставленных целей.

На первом плане - общение

Для тинэйджера наиболее важными людьми становятся товарищи и друзья. Юношеский возраст - это время активного общения со сверстниками. Постоянно контактируя между собой, подростки обучаются социальному взаимодействию. Через общение они удовлетворяют свою потребность в эмоциональных контактах, которая возрастает в переходном возрасте. Большую роль играет и половое созревание человека. У подростка меняется гормональный фон, что приводит к изменению манеры поведения в обществе, интересов и самосознания. На этом этапе важно не ограничивать тинейджера в общении. Это может привести к нервным срывам и затяжным депрессиям. Подросток должен общаться со сверстниками. Ведь это важный фактор формирования собственного мнения.

Подростковый период и его задача

Подростковый переходный период характеризуется тем, что человек переходит на новый уровень в физиологическом и социальном плане. Наиболее важное приобретение, которое влечет за собой юношеский возраст, - это развитие такого чувства, как личная идентичность. Стремление подростка отгородиться от навязчивого внимания родителей можно считать вполне нормальным. Для идентификации себя как взрослой личности тинейджеру нужно побороть эмоциональную эмансипацию. Подросток должен обрести свободу, «перешагнув» детские эмоциональные отношения. Чтобы вступить во взрослую жизнь, человеку необходимо обрести интеллектуальную независимость.

В период переходного возраста тинейджер учится критически мыслить, начинает самостоятельно решать важные вопросы. Поведенческая автономия, которая проявляется в разнообразных жизненных сферах, также является показателем взросления. Подросток сам выбирает свой стиль одежды, круг общения, интересы и предпочтения. Этот период не несет в себе страшных последствий или эксцессов. Родителям нужно лишь относиться снисходительно, спокойно и с пониманием к своему ребенку.

Подростковый возраст имеет достаточно неопределенные границы (от 9-11 до 14-15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Подростковый возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В. И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими.

Как мы уже отметили, подростковый возраст является по сути кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки подросткового возраста

В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л. С. Выготский).

Л. С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

  • «эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;
  • «доминанта дали» - установка на большие масштабы;
  • «доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
  • «доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному.

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
1. Пубертатное развитие . В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:

  1. необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
  2. постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие . Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

  1. развитием способности к абстрактному мышлению;
  2. расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации . Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

  1. освобождение от родительской опеки;
  2. постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности . Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

  1. осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
  2. осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;
  3. осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

Центральные новообразования подросткового возраста

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л. И. Вожович). Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Т. В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

  • подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
  • ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков - «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);
  • взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);
  • интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).

Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фелъдштейн).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированное и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление в подростковом возрасте

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Подростковая речь

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (В.С. Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях - языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Самосознание в подростковом возрасте

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я» - идентичности. В этот период «...как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я» - идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями».

В. И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения - наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества.



Copyright © 2024 Женский портал - Julliflo.