Занятие с макаронами для детей 2 лет. ТОП10 игр с макаронами

Крупы – не только ценный пищевой продукт в арсенале хозяюшки. Это еще и хороший игровой материал, который развивает мелкую моторику и фантазию у ребят от года. Несложно организовать игры с гречневой, манной, рисовой крупами, чечевицей или фасолью, макаронными изделиями. Желательно постепенно знакомить детей с каждым из сыпучих материалов. Они имеют разный цвет, форму, степень твердости, что обеспечивает богатство впечатлений и ощущений.

Польза игр с крупами

Многие родители из соображений безопасности не спешат знакомить годовалых детей с мелкими предметами. Важно не прятать их от малютки, а научить правильному обращению. Первые месяцы упражнений с крупами, так или иначе, будут проходить под пристальным наблюдением взрослых. Мама сможет понаблюдать, как ведет себя ребенок и предотвратить опасные ситуации.

Польза дидактических игр с крупами доказана психологами, логопедами и другими детскими специалистами. Занятия стимулируют и развивают:

  • мелкую моторику, важную для рисования и письма;
  • воображение и внимание;
  • чувственное восприятие;
  • сенсорное познание веществ и предметов;
  • речевое развитие.

На многих детей развивающие упражнения с крупой в спокойной, доверительной обстановке оказывают успокоительный эффект. Практиковать их можно с детьми, которые научились сидеть.

Первоначально довольно сложно сосредоточить внимание крохи на этом занятии. Однако со временем ребенок научится концентрироваться и будет играть с крупами все дольше.

Подготовка к играм

Главный атрибут подобных игр – разнообразные крупы, которые можно укомплектовать в разделенный на секторы пластиковый лоток. Первое время лучше заниматься с малышом, который сидит в своем стульчике для кормления. Все необходимые компоненты удобно разместятся на столешнице, а для локализации зоны уборки следует постелить на пол клеенку или газету.

Для упражнений маме понадобятся:

  • мелкие игрушки (машинки, фигурки от киндер-сюрпризов);
  • игрушечная посуда;
  • пластиковый совок;
  • несколько мисок или контейнеров;
  • ситечко;
  • шуршащие вкладыши от конфет;
  • каштаны, желуди или орехи.

Играем с малышами 1-2 лет


Знакомство с крупой для самых маленьких обычно проходит легко, ведь большинству детей нравится все новое. Если же кроха отнесся к новому занятию с опаской, взрослому также следует включиться в игру, продемонстрировав ее возможности. Дети до трех лет учатся через подражание близким людям. Они видят, насколько интересно перекладывать мелкие предметы, и постепенно учатся делать это самостоятельно.

На первых порах ребенку достаточно перекладывать крупу с коробочки в коробочку, стараться удержать пальчиками зернышки. Постепенно задача усложняется, и ребенок учится:

  • перекладывать сыпучие в емкости или детскую посуду с помощью ложки или кружки;
  • брать пинцетом фасоль, макаронные изделия или горох;
  • бросать крупинки через узкое отверстие в банке, слушая звуки;
  • искать ручками в лотке с сыпучими маленький «клад» (игрушку, конфету);
  • искать в манке более крупные сыпучие (макароны, фасоль) просеивая ситечком;
  • выкладывать из крупы цветные буквы, дорожки, орнаменты;
  • самостоятельно зарывать и откапывать мелкие игрушки;
  • сыпать мелкую крупу, манку или соль щепоткой;
  • топтаться ногами по крупе, рассыпанной в тазике.


Занять кроху на кухне, пока мама готовит еду, позволит сенсорная коробка. Для ее создания нужен крупный контейнер из пластика, который следует заполнить наполовину разными по размеру и цвету крупами. В крышке нужно проделать два отверстия для маленьких ручек, чтобы малыш мог перебирать сыпучие, но не сорить при этом.

Играем с ребенком 2-6 лет

После 2 лет малышу понравится сортировать разную по форме, цвету и размеру крупу. Перед работой следует смешать несколько видов сыпучих материалов и приготовить лоток с разделениями, чтобы кроха смог разложить по отдельности каждый сорт. Можно использовать пластилин или тесто для лепки, показав малютке, как в него вдавливать крупу и создавать рисунок.

Чтобы фантазия ребенка проявилась в полной мере, можно раскрасить крупы в цвета радуги. Для этого есть несколько способов:

  • обжарить манку на сковороде, чтобы она поменяла цвет;
  • развести гуашь в двух столовых ложках водки, насыпать 5 столовых ложек манки или риса, перемешать и высушить на воздухе;
  • раскрошить мелки и смешать их с манной крупой;
  • раскрошить грифель карандашей, потереть на бумаге, насыпать сверху манку и смешать;
  • окрасить белую фасоль, макароны, рис или манку пищевыми красителями или разведенной водой гуаши и подсушить в духовке при температуре 150-200 градусов;
  • крупные макароны можно покрасить гуашью.

Игры с крупами с ребенком 3-6 лет становятся сложнее и интереснее. В этом возрасте он хорошо различает цвета и формы, может создавать удивительные композиции из круп и макарон.

Для общего развития можно попробовать замочить и прорастить зерновые или же разложить их в спичечные коробочки и подписать каждую. Более сложная задача – рисование и аппликации из сыпучих материалов. Она требует не только фантазии, но и усидчивости.

Рисунки песком и манкой

Многих родителей привлекают специальные планшеты для рисования песком (рекомендуем прочитать: ). Чтобы понять, нравится ли подобное занятие ребенку и стоит ли покупать планшет, можно попробовать рисование манкой. Для первого раза понадобится яркий поднос. Маме следует ровно распределить манку по поверхности и показать малышу, как пальчиками можно рисовать красивые узоры.

Существует немало мастер-классов на тему рисования манкой. Например, можно усложнять задачу, используя цветную манку или рис. Необходимо подготовить простую картину на бумаге (например, цветок или кораблик). Поочередно следует промазывать ее клеем и просить малыша сыпать крупу на проклеенный участок. Важно сразу стряхивать остатки крупы и постепенно формировать красивую картинку, которая украсит творческий альбом.

Аппликации из макарон

Разнообразные по форме макаронные изделия – гнезда, ракушки, бантики, звездочки, спагетти, хорошо подходят для симпатичных детских аппликаций. Для работы с дошкольником маме следует подготовить:

  • макаронные изделия разной формы после обработки красителем;
  • клей жидкий;
  • плотный картон;
  • краски и кисти;
  • пластилин.

На листе бумаги следует карандашом обозначить контуры аппликации. Нанести по контуру клей и до момента высыхания нанести макаронные изделия. Пусть малыш сам подбирает форму и цвета макарон. Например, глаз рыбки – темное колесико, а чешуя – волнистые макароны желтого или зеленого цветов. Можно пофантазировать и вместе, «заселив» лужайку оранжевыми и красными звездочками из макарон, или сделать барашку пышную шубу из спиралей.

Волшебные мешочки


Фасоль – один из наиболее подходящих материалов для разнообразных игр и аппликаций. Она имеет разную форму и цветовую палитру, издает интересные звуки при контакте с пластиком, деревом, водой и другими материалами. Кроме того, она абсолютно безвредна для крохи (даже если он случайно проглотит зернышко, природа поможет справиться с этим).

Игры с фасолью или горохом развивают тактильные ощущения 3-4 летнего малыша, учат счету и сравнению размеров, формы. После знакомства с ними можно закрепить полученные впечатления с помощью волшебных мешочков. Для этого понадобятся 3 похожих мешочка и одинаковый объем манки, гречки и фасоли (гороха).

Следует предложить малышу переложить крупы в мешочки, завязать их лентами и пересортировать. Далее по ощущениям пальчиков ему нужно определить, в каком мешочке какая крупа находится. Не стоит убирать их далеко после игры. Вполне возможно, что малышу захочется трогать их снова, стимулируя развитие тактильных ощущений и мелкой моторики с помощью крупы.

Пальчиковые занятия с сыпучими материалами вряд ли смогут надоесть ребенку, ведь их существует немалое количество. Главное для родителей – готовность постоянно развивать в крохе творческие способности. Результатом ранних упражнений станут высокая умственная активность ребенка, хорошая фантазия и четкая речь.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Мы играем с крупой.

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. При воздействии на пальцы рук, в соответствующий отдел головного мозга поступают импульсы, которые воздействуют так же и на соседние участки мозга, в том числе и речевые.

У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале, движения рук неумелые, неловкие и негармоничные. Существует много упражнений и различных игр для развития мелкой моторики , которые также способствуют пассивному массажу. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития кистей рук, они приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.Умение работать пальчиками приходит к детям не сразу, поэтому педагогам и родителям можно превратить обучение в увлекательный процесс – игру.

Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой и рисование на ней. Они не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей, развивают головной мозг. Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт. Ребенок знакомиться с такими понятиями, как: глубокое – мелкое, узкое –широкое, много- мало, основными цветами. Сколько радости они приносят детям. Этотакже замечательный способ времяпрепровождения дома сродителями.

Приступая к играм с крупами нельзя забывать о правилах безопасности. Все игры должны проходить под контролем взрослого. Для самых маленьких детей можно использовать мелкие крупы: кукурузную манку, пшеничную, ячневую. Для игр с такими крупами, как фасоль, горох гречка, бобы надо быть осторожными.

Цели и задачи:

Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;

развивает аккуратность, усидчивость;

способствуют развитию речи;

стимулируют способность к творчеству;

учат ориентироваться на плоскости.

«Бусы для куклы».

Цель. Учить детей различать цвета: красный и синий, формировать умение чередовать цвета. Развивать моторику пальцев.

Описание игры . К детям в гости приходит кукла Катя. Она очень хочет, чтобы у ней были бусы. Детям предлагаются разные по цвету макароны: красные и синие. Предложить им назвать цвет макарон, показать детям, как можно сделать красивые бусы, поочередно чередуя их, друг с другом. Дать детям возможность самому заняться этим не простым занятием.

«Найди пару».

Цель. Формировать представление о видах крупы, развивать координацию движений, внимание, усидчивость.

Описание игры . Предложить детям ячейки из-под яиц, которые заполнены наполовину разными видами круп. Детям надо заполнить вторую половину ячеек. Показать, как надо брать крупу тремя пальцами- щепоткой.

«Мы кормим цыплят».

Цель. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук. Формировать навыки аккуратности.

Описание игры . Создать игровую ситуацию: цыплята хотят есть. Надо их покормить зернышками. Детская задача: брать по одному зернышку и бросать крупу в отверстие коробочки.

«Я - художник».

Цель. Развивать творческие задатки, фантазию. Учить ориентироваться на плоскости.

Описание игры . Детям предлагается поднос с манной крупой. Показать, как можно рисовать пальчиком по крупе. Рисовать можно все, что захочется. Дать детям возможность дополнить рисунок, придумать что-то свое.

«Мы ждем гостей».

Цель. Формировать знания детей о крупах разного размера, развивать фантазию, моторику пальцев рук.

Описание игры . Игровая ситуация: «Скоро придут гости и нам надо испечь торт». Для каждого ребенка на столе стоит тарелочка с мелкой крупой: манкой, молотой кукурузой. Для украшения – фасоль разного цвета, горох, макароны разной формы, чечевица.

«Найди все сокровища».

Цель. Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки.

Описание игры . В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Игровая ситуация: «На дне моря спрятан клад, давайте его найдем». Дать детям возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков. Если ребенок уже говорит, попросить его на ощупь определить и назвать, что спряталось в крупах.

«Мы - музыканты».

Цель . Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление.

Описание игры . В присутствии детей насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить угадать: в какой коробочке какая крупа гремит.

«Массаж для ног».

Цель. Стимулировать активные точки, находящиеся на пятках, развивать тактильные ощущения.

Описание . Игровая ситуация: «Ребята, а давайте мы сейчас с вами походим по берегу реки». В тазик насыпаются разные крупы, и детям предложить потопать ножками по крупам, а затем самому очистить пальчики, от застрявшей крупы.

Учим правильному общению.

Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости. Это поможет ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 3-4 года.


Игры с макаронами развивают мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности и чувство композиции.

Чтобы мир игровых приключений стал еще веселее, макароны можно покрасить. Лучше всего это делать пищевым красителем, потому что он лучше ложится, чем краска, например, гуашь. К тому же, макароны прокрашиваются сложнее крупы или соли, особенно, если это спиральки или резные колечки. Удобнее всего красить макароны в пакете или пластиковой банке. Краситель разбавляют в воде на глаз, это зависит и от количества макарон, и от насыщенности, которую хотим получить в результате. Старайтесь много воды не добавлять, так как макароны размягчаются. После того, как макароны покрасились, выкладываем их на сухую поверхность, но не на бумагу, так как иначе придется макароны отдирать, лучше всего на пакет или противень. Крашеные макароны имеют еще одну досадную привычку - они склеиваются, поэтому почаще их переворачиваем и разделяем их между собой. Для игры еще пригодятся пластиковые контейнеры, поднос, миски, ложки и мелкие игрушки.

1. Найди игрушки
Возьмите пластиковый контейнер, насыпьте в него макароны, закопайте в глубине мелкие предметы и предложите ребенку найти их.

2. Сделай бусы для любимой мамы
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.


Ставим перед ребенком прозрачную емкость с водой, мешаем ложечкой и наблюдаем за движениями макаронин

3. Поймай змею
Когда на шнурке набралось достаточно макаронин, покажите, как шнурок может двигаться - имитируя движения змеи.

4. Накорми куклу
Куклу делаем из пластмассовой бутылочки. Под пробкой-шапочкой рисуем лицо, а вместо рта делаем отверстие диаметром 1-1,5 см (края обязательно надо обработать, чтобы ребенок не поранился). И предлагаем ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!»

5. Выложи узор
Тонким слоем пластилина покрываем лист картона. И выкладываем узоры, вдавливая их в пластилин.

6. Макаронные картины
Макароны хорошо крепятся клеем ПВА к любой поверхности - и к бумаге, и к цветочному горшку, и к рамочке для фотографий.


Красиво смотрятся макароны-ракушки, бантики и бабочки. Готовую картину можно раскрасить.

7. Вырастим сказочное дерево
Из пластилина делаем выпуклое основание, в него вставляем спагетти, на них в разном порядке нанизываем окрашенные макароны разной формы.


Красить макароны лучше пищевым красителем, так как они прокрашиваются сложнее, чем крупа или соль

8. Вылечи букву
Выложите из макарон любую букву, а затем уберите какую-либо ее часть, но так чтобы буква осталась узнаваемой. Попросите ребенка вылечить «больную» букву.

9. Попробуй свари
Ставим перед ребенком прозрачную емкость с водой и просим сварить макароны. Дальше просто мешаем ложечкой и наблюдаем за движениями макаронин.

10. Построй дом
Из крупных макаронных изделий и клея можно строить домики, башни, гаражи, мосты. Предварительно некоторые изделия можно покрасить.

Помните, что игры с макаронами требуют постоянно присутствия родителей рядом с малышом. Это не позволит ребенку съесть их или засунуть в рот, нос, ушко.

Игры с крупами необычайно популярны: они нравятся детям и способствуют развитию мелкой моторики. А родителей радует доступность этого развивающего материала. Особенно весело играть крупой в зимнее время, когда нет доступа в любимую песочницу.

Занятий с крупами уже придумано множество, и вы можете фантазировать и изобретать свои ноу-хау. В этой статье мы лишь озвучим общие моменты, расскажем о играх для разного возраста и дадим несколько интересных идей для начала ваших занятий.

“Ум ребенка находится на кончике его пальца”

Л.С. Выготский

Благодаря тому, что крупы существуют самых разных видов по величине, форме и цвету, играть в них никогда не наскучивает. Детям нравится пересыпать манную и кукурузную крупу, сортировать по цвету фасоль и бобы, делать поделки из них и рисовать.

Играть крупой рекомендуется уже с самого раннего возраста, еще до года. Но в этот период нужно особенно внимательно следить за детьми, так как всё это тянется в рот. Если вы боитесь, что малыш подавится, выбирайте для занятий овсяные и гречневые хлопья и крупные макароны.

Для игр нужны различные емкости – лоточки для хранения разных видов круп, мисочки, контейнеры, таз. А также мелкие игрушки, совочек, ложка формочки для печенья, льда, вкладыши из конфетных коробок. Для облегчения уборки после игры, постелите на пол какой-то коврик, простыню, клеенку.

Занятия для самых маленьких

Для самого раннего возраста, для начинающих хорошо подходят любые крупы – гречка, фасоль, кукурузная крупа, пшенка, различные хлопья.

Их лучше всего просто перебирать ручками – это прекрасно для развития сенсорики и речи, такой массаж ладошек. Можно пересыпать, складывать в различные формочки, закапывать ладошку, зажимать крупинки в кулачке. Заройте мелкую яркую игрушку и предложите крохе её откопать – это вызовет массу эмоций!

При этом ребенок получает самые разные ощущения от соприкосновения с зернышками, это очень важно для развития интеллекта и речи.

Игры крупой в 1-2 года

С детьми этого возраста попробуйте рисовать на крупе. Возьмите какой-то темный поднос и тонким слоем насыпьте на него манную или кукурузную крупу. Пусть ребенок рисует пальчиками – это замечательное упражнение.

Также пусть сам зарывает и откапывает мелкие игрушки, стеклянные шарики, пуговицы.

Для развития навыка самостоятельной еды предложите ложку для того, чтобы насыпать крупу в другую маленькую емкость. Давайте ложки различных размеров.

Крупную фасоль и бобы можно складывать в кувшинчик или бутылку с узким горлышком. Мелкую крупу насыпайте через воронку ручками или ложкой.

Занятия для детей 2-4 лет

В этом возрасте дети очень любят сортировать крупы. Смешайте различные виды и предложите разложить их по формочкам.

Смешайте в миске манку и фасоль, пусть малыш просеивает её через сито.

Можно выкладывать мозаику – рисунки из разных видов круп. Сначала что-то простое – геометрические формы, звездочки, цветочки. С возрастом ребенок сможет создавать целые картины!

Возьмите пластилин или соленое тесто и покажите малышу, как можно вдавливать фасолины или бобы, создавая рисунок.

Макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок и делать бусы. Или воткните зубочистки в поролоновую губку и надевайте макаронины на них.

В тазике с крупой полезно потоптаться ножками – это отличный массаж для стоп!

Сенсорная коробка

Кроме того, как играть крупой, можно сделать из неё сенсорную коробку. В большой прозрачный пластиковый контейнер насыпьте на половину различных круп, мелких предметов и игрушек. В крышке сделайте два отверстия для рук и закройте коробку плотно.

Теперь малыш может запускать ручки в коробку, перебирать крупы и предметы, и не намусорить при этом.

Как сделать цветную манку для рисования

Понадобится гуашь, водка и манка. Возьмите две столовых ложки водки, разведите в ней гуашь. Насыпьте 5 столовых ложек манки. Перемешайте и дайте высохнуть.

Так можно сделать манку различных цветов и рисовать волшебные картины.

Играть крупой весело и полезно – отлично развивается мелкая моторика, крупы в этом незаменимы!

Полезные статьи:

Всё необходимое в домашней аптечке: список лекарств

Игры с крупами - изобретение не новое. Но это нисколько не умаляет того полезного развивающего влияния, которое они оказывают на малыша. А ведь такие игры - это еще и невероятно весело! Главное правильно их организовать, чтобы потом не пришлось тратить полдня на уборку квартиры. Убирать, конечно, все равно придется, но мы постараемся минимизировать разрушительные последствия игр с крупой. Для этого станем играть не в комнате, а на кухне. Мисочки и коробочки с крупой будем ставить на большой поднос. Так крупа меньше рассыпается по столу и полу. Пол возле маленького игрока можно застелить большой клеенкой или куском ткани (например, старой простынею).

Встречаются малыши, которые готовы пересыпать крупы и перекладывать макароны из мисочки в мисочку достаточно долго. Другие же ребятишки уже через пять минут начнут все разбрасывать по кухне. Эти особенности маленького игрока нужно учитывать. Если интерес к игре угас, займите малыша чем-то другим, а крупы уберите до следующего раза. Даже игра, которая длится 5-10 минут, принесет пользу для развития малыша. По мере взросления, продолжительность игр можно будет увеличивать.

Приступая к играм с крупами, не забывайте о правилах безопасности. Все игры должны проходить под строгим контролем взрослых. В целях безопасности, для самых маленьких игроков используйте мелкие крупы: манную, ячневую, кукурузную, пшеничную. Если они попадут малышу в рот, ничего страшного не произойдет. С гречкой, рисом, перловкой нужно быть более осторожным. А оставлять малыша один на один с горохом, бобами, сухими макаронами категорически нельзя даже на минутку! Всего несколько секунд - и фасоль может оказаться в дыхательных путях малыша.

Сыплем-насыпаем

Всевозможные забавы с пересыпанием крупы очень полезны для развития тактильной чувствительности малыша, мелкой моторики, координации движений. Это одновременно и игра, и экспериментирование с новым, разнообразным материалом…

1-2 года

Пересыпалки. Поставьте на поднос две мисочки: одну с крупой, другую - пустую. Покажите крохе, как брать крупу щепотками и пересыпать из одной мисочки в другую. Пусть попробует. А потом выдайте крохе ложку, пусть пересыпает крупу с ее помощью.

Цып-цып-цып. Для игры вам понадобится игрушечная курочка или цыпленок и мисочка с пшеном. Скажите малышу: «Давай покормим курочку: цып-цып-цып». Научите малыша брать пшено в щепоть тремя пальчиками и сыпать на стол. Пусть покормит курочку, насыпав ей зерна.

Варим суп. Чтобы пересыпание крупы обрело для малыша какой-то смысл, предложите ему сварить суп для зайки (собачки, куколки). Пусть насыпает крупу в игрушечные кастрюльки и размешивает ложкой. А потом станем «варит кашу для папы» - сыпать крупу в самую настоящую большую кастрюлю.

Дождик. Для этой игры лучше взять горох. Насыпьте его в большую миску или тазик. Покажите крохе, как набрать горох в руку, поднять ее вверх и высыпать. Как будто дождик идет! Можно сыпать горох в пустую металлическую миску. Он тогда будет весело барабанить, как настоящий дождик. Сыпьте с разной высоты - будет разный звук. Командуйте малышу: «Пошел маленький дождик, капает по капельке. А теперь сильный дождь полил!» Можно при этом приговаривать потешку:

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!

Дорожка. Пусть малыш наберет в ладошку мелкой крупы (манка, ячневая, пшено) и сыплет ее на поднос в виде дорожек. Потом можно «походить» по этим дорожкам пальчиками, приговаривая:

Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ, топ-топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ…

2-3 года

Помощник. Смешайте в миске любую мелкую крупу вроде манки с гречкой или рисом, выдайте малышу сито, сквозь отверстия которого манка свободно просыпается, а гречка - нет. Расскажите малышу, что в подвал домика куклы Маши забрались мышки. Они прогрызли мешки с крупой, и все перемешалось. Теперь Маша плачет, не знает, что делать. А мы ей поможем! Покажите крохе, как просеять смесь и без труда отделить манку от гречки. Пусть кроха постарается закончить работу самостоятельно.

Воронка . А теперь будем сыпать крупу через воронку. Это так увлекательно! Сначала пусть малыш просто насыпает сверху крупу и наблюдает, как она высыпается снизу тоненькой струйкой. Потом можно попробовать с помощью нового инструмента сыпать крупу в стаканчики, пластиковые бутылки и другие емкости с узеньким горлышком.

Зарядка для пальчиков

До года

Разминка. Насыпьте в мисочку побольше крупы. Пусть малыш просто перебирает ее в ручках, знакомясь с новыми непривычными тактильными ощущениями.

Ку-ку. На глазах у малыша опустите руки в крупу так, чтобы ладони полностью в ней спрятались. Где мамины ручки? Вот они! Потом спрячем ручки малыша. Где ручки? Пусть кроха сам их отыщет и поудивляется.

Входит и выходит. Заготовьте несколько картонных трубочек (от пакетов, бумажных полотенец и т.п.). Поставьте трубочку под углом, опустите в верхнее отверстие фасолинку и покажите малышу, как она выкатится с другой стороны. Пусть и малыш попробует брать пальчиками фасоль и бросать в трубочку. А что будет, если насыпать в трубочку крупу?

1-2 года

Кучки. Насыпьте на большой поднос разные крупы кучками: кучка гречки, кучка перловки, пшена и т.п. Можно добавить горох, фасоль, разные виды макарон. Пусть малыш сам решит, что со всем этим делать: может брать из каждой кучки по крупинке и складывать в центр подноса, а, может, смешать все ладошкой…

Поиски клада. На глазах у малыша спрячьте в миске с крупой несколько мелких игрушек (из киндер-сюрпризов, брелочки, подвески для телефона и т.п.). Пусть малыш опустит ручки в крупу и найдет спрятанный «клад».

Экспериментатор. Насыпьте крупу или смесь круп в миску, миску поставьте на поднос, выдайте малышу побольше разных емкостей и приспособлений: чашечки и тарелочки из набора детской посудки, большие и маленькие ложки, пластиковые стаканчики и т.п. Пусть малыш сам придумает, что со всем этим можно делать. А мама в игру не вмешивается, а тихонько наблюдает за процессом.

Покорми кошечку. На стенке литровой пластиковой бутылки нарисуйте маркером мордочку кошки. На месте рта прорежьте отверстие, края среза оберните скотчем, чтобы малыш не поранился. Теперь выдайте малышу сухие горох и фасоль и предложите покормить кошечку. Пусть кроха берет по одной фасолинке и проталкивает в бутылку через «рот».

Копилка для макарошек. Макароны-перышки интересно просовывать в горлышко небольшой пластиковой бутылки. Главное, что как попало они в горлышко не пройдут. Их непременно нужно развернуть правильно - в длину. Пусть малыш одновременно тренирует и пальчики, и мышление.

Затонувшие сокровища. А что если нам совместить игры с крупами и водой? Поставьте на большой поднос мисочку с водой, запустите в нее пластмассовый кораблик с грузом гречки и фасоли. На «море» начался шторм, кораблик перевернулся и весь груз высыпался на дно моря. Пусть малыш собирает со дна фасолинки и крупинки гречки и загружает обратно на кораблик. Разный размер «груза» будет требовать совершенно разной работы пальчиков. Будет здорово, если кроха станет доставать со дна «сокровища» не только правой, а и левой ручкой.

2-3 года

Золушка. Прочитайте малышу сказку о Золушке, а потом предложите поиграть. Помните, мачеха дала Золушке одно очень трудное задание: рассортировать смесь круп? Пусть малыш поможет Золушке, чтобы она смогла поскорее попасть на бал. Вариантов сортировки очень много. И всякий раз можно смешивать крупы по-разному. Можно, например, смешать горох и фасоль и рассортировать их по разным чашечкам. Можно насыпать горох в гречку и попросить малыша выбрать из крупы весь горох. Можно перемешать белую и красную фасоль, желтый и зеленый сушеный горох или несколько разных видов макаронных изделий. Для самых продвинутых «золушек» смешайте понемногу гречки и крупного риса. Вот их-то разделить будет действительно непросто…

Веселые узоры. Из круп, гороха, фасоли, макаронин разных форм можно выкладывать на столе всевозможные узоры и картинки: солнышко, собачку, елочку, домик, цветочки и т.п. Сделайте совместно с малышом целую картинку. Особенно хороши для этого цветные макароны разных форм.

Повторялки. Тоже будем выкладывать узоры. Но теперь их придумывает мама, а малыш старается рядышком повторить точь-в-точь. Начните с самых простых. Например, выложите дорожку из макаронин. Когда малыш поймет, что от него требуется и будет легко справляться с простыми узорами, усложните задачу: используйте несколько разных материалов, чередуйте фасолинки и горошинки и т.п.

Цапля. Дайте малышу пинцет и покажите, как можно захватывать им горошинки и фасолины с блюдца и складывать в мисочку. Но прежде рассмотрите с малышом на картинке цаплю. Расскажите, что пинцет - это как будто ее клюв. Малышу понравится идея ловить этим клювом лягушек - фасолинки. Это не простое, но очень полезное упражнение для маленьких пальчиков.

3 года

Парочки. Игра немного напоминает «поиски клада», но цель ее другая. Подберите несколько парных предметов: монеты, крупные пуговицы, карандаши, чайные ложки, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, конфетки, маленькие кубики и т.п. Насыпьте в миску побольше крупы и закопайте в ней по одному предмету из парочек. Покажите малышу, например, чайную ложку и попросите отыскать такую же на ощупь.

Веселые затеи

До года

Погремушки. Возьмите несколько небольших пластиковых бутылочек. В каждую до половины насыпьте определенный вид крупы, горох, фасоль. Хорошо закрутите крышки, чтобы кроха не смог их открыть. Для верности можно дополнительно заклеить крышку скотчем. У вас получатся замечательные развивающие погремушки для малыша. Малышу будет интересно трясти бутылочки и наблюдать, как крупа пересыпается внутри. К тому же, каждая погремушка будет издавать свой особый звук.

Чудо-мешочки. Мама-рукодельница легко и просто может смастерить для малыша полезные игрушки, используя самодельные мешочки из прочной хлопчатобумажной ткани и самые разные крупы. В один мешочек насыпаем рис, в другой - манку, в третий горох, фасоль, в четвертый - овсяные хлопья и т.д. Крепко зашиваем мешочки. Мешочек не должен быть слишком полным. Выдаем мешочки малышу, пусть перебирает, мнет их в ручках, стимулируя тактильную чувствительность и развивая моторику. Кстати, вместо мешочков можно использовать яркие детские носочки.

1-2 года

Маракасы. Выдайте малышу несколько маленьких пластиковых бутылочек, горох, фасоль, макароны. Покажите ему, как можно сначала набросать в бутылку фасолин, затем закрыть крышку и превратить бутылку в замечательную «гремелку». Пусть кроха теперь повторит все за вами и сделает свои собственные «маракасы».

Топотушки. Если насыпать горох, фасоль, любую крупу в большой тазик или на дно детской пластмассовой ванночки, получится своеобразный заменитель морского каменистого пляжа. Пусть малыш почаще топчется по крупе ножками, пробует захватывать фасолинки пальцами ног. Все это - замечательный массаж стоп. Он полезен и для укрепления стопы и профилактики плоскостопия, и для стимуляции иммунитета, и для улучшения работы всех внутренних органов и систем, так как на подошвах ног расположено множество биологически активных точек.

2-3 года

Печеньица. Вам понадобятся формочки для печенья в виде разных фигурок (или формочки для вырезания пластилина) и гречка. Положите формочку на стол, пусть малыш заполнит ее гречкой в один слой. Гречку внутри удобно разравнивать пальчиком. Потом очень осторожно поднимаем формочку - и на столе остается фигурка из гречки.

Убираем снег. С крупами интересно придумывать всевозможные сюжетные игры. Например, манная крупа может выступать замечательным заменителем снега. Насыпаем на стол манные сугробы, берем небольшую машинку-грузовичок, загружаем в нее «снег», перевозим и сгружаем его в определенное место. Например, в большую миску. А потом едем за новой порцией. Грузить снег можно рукой, ложкой, совочком…

Творческие игры

1-2 года

Пальчиковое рисование. Нанебольшой поднос насыпьте ровным слоем манку (или кукурузную крупу). Теперь возьмите ручку крохи в свои и его пальчиком рисуйте на манке разные узоры, домики, елочки, солнышко, зверушек. Рисуйте и называйте картинку. А потом пусть малыш попробует нарисовать какие-нибудь свои «каляки-маляки». Для того чтобы пальчики крохи испытывали разные тактильные ощущения, меняйте манку на другую мелкую крупу: гречку, рис, пшено.

Рисуем всем подряд. Рисовать на манке можно не только пальчиком, а и с помощью разных подручных средств: соломинки для коктейля, палочки от мороженого, ватной палочки, не зачиненного карандаша, ложки и т.п. Дайте маленькому художнику разные инструменты - пусть экспериментирует.

Пластилиновые узоры. Намажьте пластилин достаточно толстым слоем на лист картона, выдайте малышу побольше самой разной крупы, фасоль и сушеный горох разных цветов, макароны различных форм. Покажите, как все это можно вдавливать в пластилиновую основу. Пусть малыш создаст свой неповторимый коллаж. Если намазать пластилин на одноразовые картонные или пластиковые тарелочки, а потом украсить их крупами, получится настоящая картина, которая украсит стену детской или станет подарком бабушке.

Украшаем тортик. Чтобы делать узоры на пластилине было интереснее, предложите малышу украсить тортик ко дню рождения любимой игрушки. Тортик слепите из пластилина, массы для моделирования или соленого теста. Пусть теперь малышу украсит его, втыкая в поверхность разные крупы, бобы, макароны.

Готовим пиццу. Надоело украшать тортик? В следующий раз будем готовить пиццу для кукол. Лепим из пластилина большую лепешку и раскладываем на ней горошинки, фасолины, крупинки перловки, макароны-ракушки и т.п. А потом придумаем что-нибудь еще. Например, будем печь пластилиновые пирожки с начинкой из гороха.

2-3 года

Необычные раскраски. Вам понадобятся крупные раскраски для самых маленьких, клей ПВА, кукурузная и манная крупа. Смажьте контур раскраски клеем. Пусть теперь малыш набирает пальчиками кукурузную крупу и сыплет сверху на картинку. Слегка придавим крупу к бумаге, а затем стряхнем лишнее. У вас получится желтый контур. Теперь смазываем клеем саму картинку и точно так же посыпаем ее манкой. Стряхиваем лишнее, даем просохнуть. Получается очень симпатичная картинка! Оказывается, раскрашивать можно не только красками и карандашами, а даже крупой!

Бусины-макаронины. Крупные макаронные изделия (рожки, перышки и др.) - это замечательные бусины для самых юных ювелиров! Если нанизать их на шнурок, получатся замечательные бусы. Бусы можно носить, как украшение, а сам процесс нанизывания - отличная тренировка маленьких пальчиков. Чтобы нанизывать было веселее, можно поискать в магазине цветные макароны. Или покрасить обычные рожки гуашью и хорошенько высушить.

Съедобные бусы. Нанизывать на шнурок можно не только макароны. Для этой цели отлично подойдут и сухие завтраки в виде колечек. Их нанизывать еще легче, чем макароны. И даже можно подкрепиться в процессе игры…

3 года

Крупа-художница. А еще крупой можно рисовать. Возьмите лист картона, смажьте его клеем ПВА. Покажите малышу, как набрать щепотку мелкой крупы, а затем посыпать ею бумагу таким образом, чтобы получился какой-то контурный рисунок. Попробуйте «порисовать» вместе. Например, вы насыпаете окружность-солнышко, а малыш приделывает палочки-лучики. Так можно рисовать геометрические фигурки, разные картинки и даже писать и изучать буквы. Чтобы рисунок из манки или кукурузной крупы были лучше видны, используйте не белый, а цветной картон.

Гороховая мозаика. Половинки сушеного гороха можно использовать как мозаику. На небольшом листе картона нарисуйте контур картинки. Картинку густо смажьте клеем. Теперь будем выкладывать изображение половинками гороха, стараясь располагать горошины как можно ближе друг к другу, чтобы они плотно заполняли картинку.

Можно выложить грибок, елочку, солнышко, домик, кораблик, морскую звезду и т.п. Работа эта кропотливая. Если не удастся сделать всю картинку сразу, можно отложить работу до следующего раза.

Фасолинки-человечки. Вместе с малышом отберите крупные белые фасолины (или бобы). Теперь с помощью тонких маркеров их можно превратить в забавных человечков и зверушек, нарисовав глазки, носики, усы… Смастерите целую коллекцию таких человечков. С ними можно разыграть спектакль на столе. Или создать для них целый городок из спичечных коробков.



Copyright © 2024 Женский портал - Julliflo.